| ||||||||
| ||||||||
Projects » Emergency Response and Radiation Monitoring » Regional Emergency-response and Radiation-monitoring Systems REGIONAL EMERGENCY-RESPONSE AND RADIATION-MONITORING SYSTEMSВ течение последних 12 лет ИБРАЭ РАН совместно с МЧС России, Госкорпорацией «Росатом», Росгидрометом и субъектами Российской Федерации ведет работы по созданию и совершенствованию территориальных систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования в субъектах Российской Федерации. Работы ведутся в рамках международного сотрудничества, федеральных и региональных целевых программ. Примером являются проекты по совершенствованию территориальных систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования в Мурманской (2005-2008 гг.) и Архангельской (2008-2012 гг.) областях (см. pdf-презентации на русском и английском языках). Созданы региональные ситуационные кризисные центры, модернизированы территориальные системы автоматизированного контроля радиационной обстановки, созданы современные линии связи, передвижные лаборатории радиационной разведки. Организована система экспертной поддержки администрации областей по принятию решений по защите населения и территорий. Созданная инфраструктура обеспечивает информационную, экспертную и техническую поддержку областных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Существенно модернизированы процедуры и регламенты взаимодействия всех участников аварийного реагирования на местном, объектовом, областном и федеральном уровнях. Проведена подготовка и обучение персонала территориальных структур аварийного реагирования. На этапе опытной эксплуатации систем были проведены масштабные комплексные противоаварийные учения, в ходе которых прошли апробацию все элементы инфраструктуры аварийного реагирования. Учения показали существенное повышение эффективности взаимодействия объектового, территориального и федерального уровней аварийного реагирования. Две миссии МАГАТЭ (2007 год - в Мурманской области, 2011 год - в Архангельской области), проводившие оценку состояния аварийной готовности, отметили высокий уровень готовности систем в обоих регионах и рекомендовали их к распространению в других субъектах. Опыт прошлых радиационных аварий и инцидентов показал, что подавляющая часть социально-экономического ущерба связана с неадекватным реагированием и отсутствием эффективной инфраструктуры, обеспечивающей территориальные органы управления оперативной и квалифицированной научной поддержкой при принятии решений по мерам вмешательства – защите населения и территорий. Системный анализ ущербов, связанных с такими ситуациями, показывает, что даже при относительно небольших загрязнениях населенных территорий, не требующих каких либо мер защиты населения, социально-экономический ущерб для региона может быть огромным. Кроме того, специфика радиационных аварий (в отличие от химических и других ЧС) приводит к тому, что даже самое незначительное превышение радиационного фона может быть зарегистрировано на больших расстояниях от источника, что в свою очередь может привести к восприятию такого события как ЧС регионального или даже федерального уровня. Вопросы аварийного реагирования и поддержания готовности сил и средств к ликвидации ЧС радиационного характера, минимизации их последствий являются приоритетными задачами Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Постоянное внимание к вопросам развития и совершенствования системы аварийного реагирования, реализация практических мероприятий по ее модернизации, внедрение современных научно-технических достижений в области безопасности и аварийных технологий позволяют обеспечить готовность РСЧС к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В то же время, текущее состояние территориальных систем в организационном, техническом, информационном, кадровом плане не позволяет обеспечить адекватное решение задач защиты населения и предотвращения неоправданных мер вмешательства и минимизации социальных и экономических последствий, в том числе не связанных с радиационным риском. С учетом нынешних радиационных и прогнозируемых политических и социальных последствий аварий можно определено констатировать, что в условиях дальнейшего развития атомной энергетики требуется уделять еще больше внимания вопросам ядерной и радиационной безопасности, обеспечению готовности системы реагирования. Кардинальное совершенствование и создание на территориальном уровне современных систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования, интегрированных в национальную систему РСЧС, обеспечит возможность прогноза радиационной обстановки (в случае возможных аварий для всех основных типов ядерных установок, используемых в России и приграничных странах), её контроль на базе стационарных и оперативно развертываемых комплексов, в том числе и в тех в регионах России, где нет стационарных ядерно и радиационно опасных объектов. Создание в субъектах Российской Федерации постоянно действующей структуры, оснащенной современными техническими средствами, имеющей доступ к оперативной информации о текущей ситуации и прогнозах ее развития, укомплектованной квалифицированным персоналом, участвующим на регулярной основе в противоаварийных учениях и тренировках, позволит администрации региона обеспечить решение задач по защите населения и минимизации прямых и косвенных последствий аварии на радиационно опасных предприятиях или в тех случаях, когда общественность воспринимает их как аварийные. Развитие территориальных систем аварийного реагирования направлено на повышение готовности сил и средств территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации за счет создания современных программно-технических комплексов экспертной поддержки аварийного реагирования на ЧС с радиационным фактором, системы научно-технической поддержки принятия решений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации со стороны компетентных научных организаций для выработки адекватных мер по защите населения в случае радиационных аварий и инцидентов и минимизации их последствий, организации взаимодействия территориальных и функциональных подсистем РСЧС, создания аппаратно-программных комплексов для оснащения постов контроля радиационной обстановки территориальных систем радиационного мониторинга и передвижных радиометрических лабораторий. Практическая реализация таких систем в субъектах РФ обеспечивает повышение готовности сил и средств территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, их оперативное взаимодействие с функциональными подсистемами РСЧС и экспертными центрами при решении задач реагирования на ЧС с радиационным фактором для своевременного принятия решений по обеспечению безопасности населения и территорий. Подобные системы уже созданы в Тверской, Калужской, Курской, Мурманской, Архангельской областях. Ведутся работы в Воронежской и Волгоградской областях. Широкомасштабные работы ведутся в рамках взаимодействия ИБРАЭ РАН и МЧС России – в 2011 -2012 годах создаются территориальные системы мониторинга радиационной обстановки на территориях, подвергшихся загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС – Калужской, Тульской, Орловской, Брянской областях. В 2012 году были созданы пилотные зоны территориальные системы на Дальнем Востоке – в Приморском, Хабаровском, Камчатском крае, Сахалинской области. | ||||||||
|