Русский / English 
NUCLEAR SAFETY INSTITUTE OF THE
RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES
INSTITUTERESEARCHPROJECTSSCIENCE AND EDUCATIONNEWSCONTACTS
 
News » Interviews, articles, comments

INTERVIEWS, ARTICLES, COMMENTS

31.05.2018

На АтомЭкспо-2018 объявили о разработке федерального закона о ядерном наследии

Концепция документа подготовлена совместно Госкорпорацией «Росатом» и ИБРАЭ РАН

Обращение с радиоактивными отходами (РАО) и вывод из эксплуатации ЯРОО обсудили на полях Юбилейного десятого международного ежегодного форума «Атомэкспо-2018», который прошел в Сочи с 14 по 16 мая. На тематическом круглом столе «Экономическая эффективность и безопасность обращения с РАО и вывода из эксплуатации ЯРОО — основа будущего развития атомной энергетики» заместитель директора по государственной политике в области обращения с РАООЯТ и ВЭ ЯРОО Госкорпорации «Росатом» Александр Абрамов представил доклад по теме: «Концепция развития модели управления ядерно и радиационно опасными объектами наследия»

В рамках доклада было показано, что для решения проблемы ядерного наследия в России необходимо придать объектам ядерного наследия правовой статус и четко распределить финансовую нагрузку между Правительством Российской Федерации и организациями атомной отрасли. Для этого Госкорпорация «Росатом» в сотрудничестве с ИБРАЭ РАН разрабатывает проект федерального закона о ядерном наследии.

Свой доклад Александр Абрамов начал с рассказа о модернизации и развитии системы управления объектами ядерного наследия в стране, напомнив, что первым шагом в решении проблемы стала федеральная целевая программа по утилизации атомных подводных лодок, запущенная в конце 1990-х годов. В начале 2000-х возникла потребность в более глобальном подходе, охватывающем проблему ядерного наследия в целом, однако, разработанная в то время программа имела малый объем финансирования. Первых значительных успехов в вопросах повышения безопасности и выводе из эксплуатации объектов атомной отрасли позволила добиться федеральная целевая программа по обеспечению ядерной и радиационной безопасности (ФЦП ЯРБ-1), реализованная с 2008 по 2015 годы.

Говоря об итогах ФЦП ЯРБ-1, Александр Абрамов отметил, что она была перевыполнена на 8%, но главное – удалось кратно уменьшить стоимость выполнения основных типовых работ: хранения РАО, реабилитации территорий, дезактивации ЯРОО, переработки ОЯТ и т.д.

Полученный опыт позволил плавно перейти к следующему этапу – выполнению ФЦП ЯРБ-2, и данные за первые два года ее реализации говорят сами за себя. Плановые и фактические стоимости работ практически совпадают. Более того, есть небольшое превышение достижения целевых показателей. Это дает основания полагать, что к 2030 году программа будет выполнена успешно .

В 2014 году, проанализировав международный опыт, Госкорпорация «Росатом» провела оценку затрат на решение проблем ядерного наследия, накопленного в России. В ценах 2017 г. они составили 2,5 трлн рублей.

Мы проанализировали опыт Великобритании и США, где, во-первых, четко зафиксировано на законодательном уровне, что такое объекты ядерного наследия – это те объекты, которые не работали в коммерческих целях, а были либо этапами развития атомной энергетики в стране, либо работали на создание атомного оружия. Во-вторых, ответственность за такие объекты по закону возложена на государство. На правительственном уровне в этих странах созданы органы и предприятия, которые должны решать судьбу объектов ядерного наследия вплоть до вывода из эксплуатации и снятия с радиационного контроля. К сожалению, в России до сих пор эти вещи законодательно не закреплены .

Он напомнил, что в свое время Правительство РФ закрепило статус координатора работ по ядерному наследию за Минатомом (теперь – Госкорпорация «Росатом»), при этом до сих пор нет определения понятию «объект ядерного наследия.

Ежегодно содержание объектов ядерного наследия обходится в 24 млрд рублей, при этом государством финансируется не более 30% этих расходов. - Но это не самое страшное. Если обязательства по ликвидации ОЯТ и РАО четко разделены и закреплены за Правительством РФ и за предприятиями, то «серой» зоной остается вывод из эксплуатации, а это почти 50% всех затрат - Проанализировав международный опыт, мы увидели перерасход изначально запланированных средств при ликвидации объектов ядерного наследия. В США он составил 6 раз, в Великобритании – 12. Несмотря на то, что на начало работ по наследию у России был накоплен бОльший опыт, чем у иностранных коллег, риск увеличения стоимости работ все же остается. На настоящий момент, чтобы полностью решить проблему ядерного наследия, нам потребуется в течение 12 лет направлять на это всю прибыль Госкорпорации, заморозив тем самым всю инвестиционную деятельность и развитие. Но нас пугают не только деньги, но и временной фактор: многие наши объекты наследия находятся в предаварийном состоянии. Конечно, в свое время самые критичные объекты были включены в ФЦП ЯРБ-2 и сейчас ликвидируются, но потенциальный рост опасности сохраняется.

Госкорпорация «Росатом» готова предложить две модели разделения ответственности для решения проблем ядерного наследия в России, которые ранее были представлены в Государственной думе РФ.

Одна модель - простая, но более жесткая и основана на дате останова объектов ядерного наследия. Другая - более пластичная и «справедливая» и основана на том сроке, который такие объекты проработали на государство или на Госкорпорацию.

Наша конечная цель –экономически эффективное и безопасное решение проблемы ядерного наследия. Для этого необходимо закрепление правового статуса объектов ядерного наследия и обязательств по их ликвидации, что может быть достигнуто путем разработки федерального закона о ядерном наследии. Этой работой мы активно занимаемся: вместе с коллегами из ИБРАЭ РАН подготовили концепцию закона – она направлена в заинтересованные федеральные ведомства и сейчас рассматривается. Еще одна задача – создание федерального (национального) оператора – специализированной организации, которая примет на себя управление всеми объектами ядерного наследия до их полной ликвидации. В настоящее время Госкорпорация уже ведет переговоры внутри отрасли по созданию отраслевого оператора: есть определенные договоренности с ТВЭЛ, научным блоком и специализированными организациями.

Выступления других участников круглого стола затрагивали аналогичные вопросы решения проблем ядерного наследия в других странах, и подтверждали правильность тезисов выступления Александра Абрамова.

В своем выступлении Ульф Кучер (генеральный директор Nukem Technologies Sales International) представил основные этапы развития законодательства в области ВЭ АЭС, а также принятые подходы организации данных работ в Германии. Степан Солженицын (старший партнёр McKinsey & Company) представил результаты анализа международного опыта проведения работ по выводу из эксплуатации объектов наследия. По представленным оценкам сегодня мировые затраты на вывод из эксплуатации ЯРОО по оценкам McKinsey & Company превышают планку в 340 млрд евро (ВВП 70 стран или затраты на строительство 70 ядерных реакторов), что, безусловно, является огромным финансовым бременем для эксплуатирующих организации и не может не оказывать влияния на развитие атомной отрасли. Отметим, что более половины от этой суммы приходится на временное хранение и окончательное захоронение отходов. В части затрат на выполнение работ непосредственно по выводу из эксплуатации ЯРОО наибольшая часть приходится на поддержание объектов в безопасном состоянии после останова. Приведенные оценки полностью совпадают с озвученным Александром Абрамовым перечнем проблем в этой области. Если говорить о результатах анализа международного опыта выполнения проектных работ, по оценкам McKinsey & Company, 100% проектов по ВЭ завершаются с превышением первоначального бюджета и с отставанием по срокам.

В докладе Глории Квон (руководитель департамента, АЯЭ ОЭСР) также был сделан акцент на необходимость разработки новых инструментов повышения эффективности проектов вывода из эксплуатации ЯРОО. При этом, они должны быть основаны на обмене опытом и информацией в области планирования, безопасности, технологий, экономики и управления проектами. Среди задач, которые требуют внимания, были выделены: определение оптимальных методов снятия с эксплуатации, определение общих проблем, разработка практических, но согласованных международных стандартов для повышения безопасности и эффективности работ по ВЭ.

Очевидно, что работы по ВЭ требуют применения лучших практик, эффективного планирования и управления проектами. В России вопросы планирования, оптимизации и эффективного управления проектами по обращению с РАО и ВЭ являются крайне актуальными, как в связи с развертыванием Единой государственной системы по обращению с РАО, так и проводимыми работами в рамках ФЦП ЯРБ-2.

 
19.05.2018  ФЦП ЯРБ

IBRAE RAN © 2013-2024 Site map | Feedback