| ||||||||
| ||||||||
News » Institute News INSTITUTE NEWS22.04.2010Рабочее совещание-семинар цикла «Энергоэффективная школа»
«Энергосбережение – это, прежде всего, экономическая категория:
К такому выводу пришли участники первого рабочего совещания-семинара цикла «Энергоэффективная школа», состоявшегося 7 апреля 2010 года в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук.
Вопросы неотложного внедрения энергоэффективных технологий в государственных учреждениях, прежде всего, социальной сферы – поликлиниках, школах и больницах – были поставлены еще 30 сентября 2009 года Президентом РФ Д.А.Медведевым на заседании президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Дальнейшей конкретизацией решений Комиссии в виде нормативных показателей, сроков и механизмов выполнения поручений Президента России стал Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». Статья 24 данного Закона гласит, в частности, что, начиная с 1 января 2010 года, бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 %. Получаемая при этом экономия средств будет использоваться для обеспечения выполнения бюджетным учреждением своих функций, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда, причем без учета указанного увеличения при индексации ФОТ. Так что закон вроде бы содержит все стимулы и механизмы для желающих превратить сбереженный киловатт или гигакалорию в полновесный рубль. Как же все выглядит на практике?
Открывая семинар, заместитель директора ИБРАЭ РАН Владимир Пономарев объяснил, почему площадкой для встречи был выбран именно их институт. За более чем двадцатилетнюю историю существования в ИБРАЭ РАН накоплен уникальный опыт мониторинга и обработки данных, позволяющих не только отслеживать, но и прогнозировать последствия изменения основных параметров как жизнедеятельности в целом (загрязнения воздуха, воды, почвы), так и работы производственных объектов (энергетика, инфраструктура ЖКХ и т.п.). Для внедрения этого опыта есть прямые поручение и Президента РФ Д.А.Медведева, и премьер-министра В.В.Путина. Поэтому институт жизненно заинтересован в диалоге и консультациях со специалистами, давно работающими в области энергобезопасности и энергосбережения.
Начальник отдела Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Михаил Попов подчеркнул, что важнейшей задачей, связанной с реализацией требований 261-го закона в учреждениях образования, является отработка конкретных механизмов на базе пилотных площадок. «Определив виды работ по энергосбережению, их номенклатуру, основные показатели, как физические, так и стоимостные, и получив значимые результаты, мы сможем транслировать их по всей стране», - сказал М.Попов. В то же время серьезной проблемой является отсутствие четких регламентов проведения аудита, четкой научной и экономической базы. На рынке практически отсутствует российское оборудование, пригодное для энергоэффективных решений. По мнению Михаила Попова, эти решения вряд ли появятся и в дальнейшем, если мы не сумеем, в том числе, воспитать нового человека, умеющего эффективно использовать ресурсы.
Директор Института управления образованием РАО Сергей Кравцов и старший научный сотрудник этого института Александр Лукичев рассказали, что сегодня от 8 до 20 % всех средств выделяемых примерно 56 тыс. российским школам, идет на коммунальные расходы. В связи с лавинообразным ростом количества электроприборов ежегодно увеличивается электропотребление. Ученые, так же, как и предыдущий оратор, отметили, что энергосбережение – не только вопрос технологий, но и проблема культуры, поведения и привычек. Серьезную роль здесь призваны сыграть процессы обучения энергосбережению, повышения квалификации и подготовки кадров в лице менеджеров сферы повышения энергоэффективности предприятий. По мнению представителей Института управления образованием в этот процесс должны быть вовлечены все категории граждан, начиная от директора c преподавателями и заканчивая учащимися, воспитанниками детсадов и их родителями. Необходимо создать региональные центры для управления энергоэффективностью учреждений образования и обучением специалистов, ввести в школьную программу занятия по сбережению энергоресурсов, издавать специальные пособия, запустить социальную сеть энергоэффективных школ.
Заместитель генерального директора ФГУ «Российское энергетическое агентство» Ирина Задирако и советник гендиректора РЭА Александр Шишов поделились текущими и перспективными планами агентства, в которых нашлось место и просветительской работе, и обучению, и разработке вполне конкретных региональных программ по энергосбережению для предприятий и территорий. С огромным интересом собравшиеся познакомились с только что запущенным порталом РЭА Energosber.info, который призван аккумулировать практически все доступные сейчас материалы по энергосбережению, а также опыт предприятий и организаций в этой сфере. В скором времени, пообещали представители РЭА, здесь появятся и разрабатываемые Минэкономразвития, Минэнерго, Минрегионразвития, Минпромторгом России, другими федеральными органами исполнительной власти нормативно-правовые акты в области энергоэффективности, что станет серьезным подспорьем в реализации положений Федерального закона № 261.
Руководитель проекта «Энергоэффективность социальной сферы» Нижегородского инвестиционного центра энергоэффективности Сергей Бугров познакомил собравшихся с опытом повышения энергоэффективности в учреждениях среднего образования на примере восьми школ, расположенных в Калуге, Твери, Великом Новгороде, Пермском крае, Воронеже и Нижнем Новогороде. Здесь в качестве энергосберегающих мероприятий были использованы замена теплового узла в здании на автоматизированный индивидуальный тепловой пункт, замена внутреннего и внешнего освещения, ремонт кровли, замена остекления, восстановление теплоизоляции. Иными словами, качественный ремонт с использованием современных технологий уже дает ощутимую экономию. Вопрос, как всегда, упирается в недофинансирование, что влечет за собой и отсутствие квалифицированного персонала, и проблемы юридического, экономического, а также технического характера. С.Бугров отметил и слабое нормативно-методическое обеспечение запущенной по всей стране компании по энергосбережению.
В живое обсуждение поставленных вопросов вступили министр образования Саратовской области Михаил Горемыко, первый замминистра науки и профессионального образования Республики Саха Якутия Дмитрий Глушко, начальник отдела Департамента образования Правительства Ярославской области Анна Коптева. Д. Глушко рассказал об уникальном опыте инвестиций со стороны регионального правительства, которое совместно с РОСНАНО на 30% финансирует строительство светодиодного завода в Санкт-Петербурге. Отсутствию на рынке отечественных инновационных технологических решений Дмитрий предлагает противопоставить программу стимулирования спроса на инновационные решения. М.Горемыко в свою очередь отметил, что некоторые решения, например, использование китайских энергосберегающих ламп, не только не дают должного эффекта, но и оказываются убыточными ввиду некачественности импортного продукта. В Ярославской же области пошли комплексным путем и с помощью специалистов Ивановского энергетического университета разработали систему энергетической паспортизации предприятий региона. Сразу же выявилась затратность многих якобы сберегающих энергию решений. В то же время одно только использование современных приборов учета позволило ярославцам сэкономить около 240 тысяч условных тонн топлива.
Генеральный директор группы компаний АйТи Тагир Яппаров, который отметил: от 20 до 30% энергосберегающего эффекта дает использование комплексного мониторинга процессов энергопотребления с помощью информационных технологий. Потребитель, получая обратную связь, меняет свое поведение. Т. Яппаров не согласился с уже высказывавшимся мнением об отсутствии отечественных инновационных решений в области повышения энергоэффективности: «Есть коробочные продукты, позволяющие в одном приборе сочетать практически все учетные функции. Только на уровне массового распространения они могут стать эффективными».
Фактическую черту в дискуссии подвел Владимир Пономарев: «Пока региональная политика не будет выравнена подзаконными актами Минрегиона, мы не сможем на практике использовать положения закона 261-ФЗ «Об энергосбережении..». По-хорошему, нужны комплексные программы для территорий, в которых будет учтена инвестиционная составляющая тарифа, что позволит осуществить взвешенное сокращение расценок на услуги ЖКХ при одновременном возврате вложенных средств. Это и есть пример широкого частно-государственного партнерства в экономической сфере». Тагир Яппаров пояснил, что участие государства в такой программе явится гарантией, что сэкономленные средства пойдут обратно в учреждения; участие же бизнеса станет гарантией реального снижения издержек.
Участники семинара также поддержали предложение о необходимости разработки методик бизнес-планов для каждого СОУ по результатам пилотных экспериментов.
| ||||||||
|